«Жители столицы выстраиваются в очереди за бриллиантами», - сообщило на днях одно деловое СМИ. «До чего людей кризис довел!
» - подумала я потрясенная. А затем отправилась в центр столицы, в один из самых дорогих магазинов страны. Очень, знаете ли, хотелось посмотреть, как люди дерутся за драгоценности, на которые мне копить лет десять.ЮВЕЛИРКА: БЕРИ СЕЙЧАС - ПОТОМ ДОРОЖЕ
...Моя подруга говорит, что, если хочешь насладиться одиночеством в центре столицы, иди в ГУМ. Но только не перед Новым годом.
Люди по идее должны, как пылесос, сметать все с прилавков и витрин. И не потому, что сегодня дешево, а потому, что завтра будет дороже. Стремительное ослабление рубля - это как предчувствие скорого подорожания всего, и единственный инстинкт при таком явлении: покупать.
Люди бурной рекой неслись по первому этажу ГУМа. Неужели все за Тиффани и Картье? Я влилась в поток, и он понес меня в сторону фонтана, откуда доносилась музыка, и... мимо дорогих и безлюдных бутиков.
В центре ГУМа оркестр играл зажигательный джаз. Под этот ритм, должно быть, динамично тратятся деньги. Но нет!
Люди просто фотографировались на фоне елочных игрушек, витрин с дорогой одеждой и ювелиркой. Кто-то пришел погреться после прогулки по Красной площади. Кто-то просто вдохнуть атмосферу Нового года.
- А я мороженое пришел поесть, - откровенно ответил мне житель Подмосковья Максим.
- Оно тут самое вкусное.ТОЛПА ИЗ ПЯТИ ЧЕЛОВЕК
Но чем дальше от центра магазина - тем меньше людей. И совсем уж безлюдно было у входа в лакшери-шоп Tiffany & Co.
- Тут четыре человека на два этажа магазина! - возмущался наш фотокор. Видимо, он мысленно уже сделал несколько гениальных кадров, на которых женщины в мехах щипают друг дружку, борясь за кольца с бриллиантами.
На первый взгляд тут действительно пусто. Сразу же подумалось, что очереди, о которых сообщалось, - это такой рекламный ход, мол, беги к нам, успей отхватить бриллиантик, а то все разберут.
- Мне кажется, вот это кольцо больше подойдет, - задумчиво говорил молодой человек. - А вы успеете подогнать размер? Мы уезжаем скоро и надолго…
Кольцо он выбирал долго. Тут карат больше, а тут форма элегантнее. Это за 130 тысяч рублей, а то - за 160…
- Ну о чем вы? При чем тут кризис? Я собираюсь делать предложение руки и сердца, это же классика. Кольцо от Тиффани, голубая коробочка, - объяснял будущий жених причины своего визита в магазин. - Вы же не думаете, что я жениться собрался из-за того, что кольца скоро подорожают?!
А что, это было бы не самое плохое побочное явление кризиса...
- Ну если бы вы пришли минут сорок назад, увидели бы очередь, - заверил меня продавец консультант Александр. - Люди приходят волнами. Спрос сейчас действительно повышен. Но я бы не связывал это только с кризисом. Просто время выбирать новогодние подарки. А часть наших клиентов старается это делать заранее.
Проведя тут несколько минут, начинаешь понимать, что четыре-пять человек в таком магазине - это и есть толпа. Это вам не двадцать человек за мороженым по 50 рублей…
И, кстати, это правда, что цены здесь еще не поднимали. Когда будет повышение - неизвестно. Продавцы признаются, что его вообще может и не быть. Куда уж еще выше?
- Я ничего сегодня покупать не буду, - сказала мне москвичка Ксения. - Пришла посмотреть. Тут красиво…
И действительно красиво. Блеск бриллиантов окутывал, завораживал и... успокаивал. Героиня Одри Хепберн из легендарного фильма «Завтрак у Тиффани» мечтала найти место в жизни, где ей было бы так же спокойно, как в магазине Тиффани. Как бы и мне найти такое место, где падающий курс рубля не важен, где экономика страны не уходит в минус, а цены на продукты не растут словно бешеные…
Но снаружи магазина меня ждала толпа, пришедшая погреться возле этого мнимого благополучия. И ГУМ в этом смысле напоминал то, как устроена экономика России. Где-то там, на высоте, единицы избранных купаются в бриллиантах, а внизу большинство восторженно глазеет на сказку из богатств, а купить может разве что только мороженое.
Всем - по утюгу
На открытии крупного магазина бытовой техники в Москве покупатели выстроились в гигантскую очередь. Все торопились купить технику по старым ценам, как обещалось в рекламе.
Как отмечают торговые представители, последние недели во многих магазинах бытовой техники ажиотаж.
- Такое бывает обычно за пару дней до Нового года, когда все зарплаты получают, премии, ну и бегут за подарками. А тут уже которую неделю продолжается, - рассказывает продавец Алена. - Но ведь деньги же у них закончатся рано или поздно?
Закончатся, и тогда, по прогнозам экспертов, случится замедление спроса.
- Я купила утюги, себе и свекрови, микроволновку, мультиварку и, думаю, взять новый телевизор, но это завтра, - перечислила свои покупки Антонина Петровна, за которой я пристроилась в длинную-длинную очередь. - Понятно же, что все скоро подорожает, поэтому и надо успеть все купить. А эта техника долго проработает.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Директор Института социальной политики ВШЭ Сергей СМИРНОВ:
Наши люди как люди, только валютный вопрос их испортил
- Этот потребительский ажиотаж приведет к тому, что у людей останется очень мало денег. А сбережения в кризисные времена надо бы иметь.
Погоню за импортными товарами, пока они еще продаются по старой цене, мы видели и в 1998 году, и в 2008-м. Люди стремятся избавиться от обесценивающейся валюты. Они не верят заявлениям, что даже при цене нефти в $60 все будут хорошо жить. Поэтому граждане хотят успеть потратить деньги.
Что-то советское в нас еще осталось. Вот это стремление раскупить нужное и ненужное только потому, что завтра будет дороже или исчезнет совсем. Перефразируя Булгакова на современный лад, можно сказать, люди как люди, только валютный вопрос их испортил.
Вкладывать деньги в украшения, машины и пылесосы очень нерационально. Драгоценности вы потом дороже не продадите. Автомобили обесцениваются процентов на 15%, как только покидают пределы автосалона. А пылесосы и микроволновки проживут года три-четыре.
На мой взгляд, выгоднее было бы положить деньги на металлический счет, который привязан к стоимости золота. Или же оплатить образование, повышение квалификации.
Свежие комментарии