На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Абдула Магамедов
    "ОПГ ПРОКУРОРА КУБАНИ часть1, 2,3,4,5,6" на Яндекс Дзен почитайте, путинские фашисты отобрали у Блокаднице Ленинграда...Судья-воровка ока...
  • Владимир Егельницкий
    одни евреи против. Не странно это?Коротченко предло...
  • Аleksey Begovoy
    Видимо, Коротченко неведомо, что по законам РФ иностранные граждане и граждане с двойным гражданством не имет права з...Коротченко предло...

«Разбавленный» президент

 

Вместо вступления.

700 мощных противотанковых ракет для сирийских повстанцев были куплены у Беларуси за деньги американских налогоплательщиков.

Об этом говорится в расследовании журналистов BuzzFeed (одного из крупнейших американских новостных порталов).

По данным издания, Пентагон закупает оружие для повстанцев через крошечную, малоизвестную частную компанию Purple Shovel LLC.

Таким образом, США нарушили свою собственную политику и дали Purple Shovel LLC одобрение на покупку "высокотехнологичных ракет для повстанцев из Беларуси, диктатуры, которая находится под санкции со стороны Европейского Союза", - пишет BuzzFeed .

"Беларусь, которую обвиняют в нарушениях прав человека, как правило, закрыта для американских торговцев оружием. Но военные США и Государственный департамент согласился сделать исключение, позволив за средства американских налогоплательщиков закупить 700 мощных противотанковых ракет "Конкурс" для повстанцев" – отмечает издание.

http://www.buzzfeed.com/aramroston/the-secret-arms-deal-behi...

 

Форум

Нельзя отрицать, что итоги российско-белорусского форума регионов в Сочи, воспроизведенные СМИ двух стран в подчеркнуто мажорном формате, произвели глубокое впечатление на белорусский политический класс. Внешне президент России встретил белорусского коллегу исключительно благожелательно. Было сказано много дежурных слов о «колоссальном потенциале» двух государств и «совместных успехах» в сфере импортозамещения, роли российских регионов в сохранении Союзного государства, что очень актуально на фоне того, что в России сейчас под следствием оказался целый ряд губернаторов…

Форум, тем не менее, проходил на высоком эмоциональном предвыборном фоне, который оказался на порядок выше, чем на закончившемся сутки ранее российско-казахстанском мероприятии, что понятно. Президент Казахстана уже переизбрался весной этого года. Так что к следующему сроку (2020 г.) главы Казахстана и Беларуси будут шагать, как сиамские близнецы…

Кроме того, Астане, по сравнению с Минском, от Москвы почти ничего не надо, если не считать, что именно на казахстанском рынке в контексте ЕАЭС столкнулись две волны импорта: из России и Китая, что привело к коллизиям даже на политической арене этой республики.

Перед Минском на форуме стояла иная задача: использовать как само мероприятие, так и президентский саммит для решения собственных наболевших экономических и политических проблем в преддверии нового президентского срока А. Лукашенко.

Но главная цель белорусского руководства не изменилась с января 2015 г. – во что бы то ни стало получить на максимально символических условиях очередной кредит минимум в 3 млрд. долларов и, одновременно, обеспечить политическую поддержку российского руководства пятой реинкарнации А. Лукашенко.

Все остальные задачи были желаемые, но не столь важные, В частности, необходимо было уклониться от уже традиционных упреков в контрабанде, но при этом обеспечить максимально благоприятный доступ на российский рынок белорусских и европейских товаров с белорусскими ярлыками; уклониться от вопроса о политической активности белорусских властей на Западе, и одновременно снова уклониться от объяснений роли Минска в обеспечении боеготовности украинской армии и т.д. и т.п. В общем, диалог в рамках саммита обещал быть сложным и с каким-то шахматным уклоном, что и произошло. Белорусская сторона, как выяснилось уже после форума, ничего реального предложить Москве не смогла, за исключением традиционных обещаний и громких заявлений. Но и российская сторона тоже не очень «копала», а внимательно слушала и кивала, поджидая момент для решения собственной задачи (авиабаза).

Стоит напомнить, что с клятвами в союзничестве с Россией у А. Лукашенко никогда не было проблем. Но 18 сентября белорусский президент произносил их с особым артистизмом, что отражает общую, далеко непростую обстановку, в которой проходила встреча: российское противостояние с Западом, украинский кризис, экономический кризис в России и Беларуси, попытки белорусского президента поиграть на противоречиях между Западом и Россией, пятый срок А. Лукашенко. Между прочим, все, кроме выборов, не в пользу Москвы. Но последний фактор является ключевым. Более того, он открывал некоторые возможности для своеобразного политического торга, но только в строго ограниченных рамках.

Рамка переговоров

Это был странный саммит. Он оказался одним из самых рекламных… Оба президента были заинтересованы в том, чтобы продемонстрировать верность союзным декларациям и нерушимой дружбе. Это было нужно Кремлю, который в нынешних исключительно сложных условиях должен продемонстрировать России, что у страны есть союзники.

В свою очередь Лукашенко тоже пока выгодно изображать союзника. Во-первых, белорусскому президенту нужны деньги, которые Минск ждет от Москвы с марта текущего года, а во-вторых, нужно тянуть время. Хотя бы до Нью-Йорка, до 11 октября, до декабря, когда в очередной раз будут решать судьбу санкций против России. В любом случае, для А. Лукашенко пока рано бросаться в омут геополитики. Нет у него для этого ресурсов.

Любопытно то, что оба президента были прекрасно информированы о делах друг друга. Но ведущую партию, естественно, выполнял российский президент.

В. Путин, судя по всему, понимал всю суть внешнеполитической интриги, в которую увлеченно погрузился его белорусский коллега. Видимо, российский президент учитывал то, что сидящий перед ним человек, не какой-то президент-маньяк, озабоченный исключительно сохранением своей власти. На самом деле А. Лукашенко, пусть и трусливо, исподтишка, используя момент, когда Россия находится в очень сложном положении, очень страстно стремится заручиться поддержкой Запада хотя бы на ближайшие пять лет. Это можно понять, но сложно принять. Тем более, что эти действия не являются чем-то необычным для белорусского президента и прекрасно известна российскому истеблишменту, где давно не обращают внимания на его цветастые заверения в любви и верности. Но для Москвы не является новостью и то, что «прорыва» на Запад ждет солидная часть белорусского политического класса, включая оппозицию, высший генералитет белорусской армии, часть белорусских спецслужб, белорусские олигархи и высшая номенклатура республики. Не в восторге только силовики, но с ними как раз все ясно…

Августовская девальвация российского рубля убедила в Минске многих, что медлить опасно, надо срочно искать нового спонсора. В этом же торопливом формате находится и украинская политика А. Лукашенко, все нюансы которой прекрасно известны российскому экспертному сообществу.

Естественно, В. Путин учитывал все это, принимая А. Лукашенко. Понятно, что ни о каком союзничестве сейчас говорить не приходится. Если бы А. Лукашенко в реальности выступал с позиции союзника, то он бы не увиливал от признания присоединения Крыма к России, не помогал украинскому ВПК и украинской армии, не направлял бы В. Макея в Запад со страшилками о российском «давлении» и давно бы разместил на территории Беларуси российскую авиационную базу…

Между прочим, российская авиабаза должна была появиться в ответ на многочисленные просьбы А. Лукашенко помочь обновить боевую технику белорусской армии, включая авиацию. В Москве решили, что лучше и дешевле защитить «союзника» собственными самолетами. Но вот тут-то и белорусский президент начал юлить, быстро выяснилось, что А. Лукашенко как всегда жульничает и ни от какого-то НАТО он защищаться не собирается. Просто китайцы просят новые авиационные технологии…

Взгляд из Москвы

Вернемся к российскому подходу. Итак, белорусский «союзник», если еще с спрыгнул с российской «лодки», но уже поставил ногу на «лодку» геополитического соседа. Естественно, в итоге он может и растянуться в геополитическом «шпагате» или вообще свалиться в геополитическую «черную дыру», но А. Лукашенко уверен в своей политической удаче и, заодно, безнаказанности.

Белорусский президент, судя по всему, забыл о 2010 г. Или он думает, что в случае конфликта с Москвой, Запад кинется его защищать? Однако опыт говорит о том, что Европа в этом случае пальцем не пошевелит… Лукашенко все-таки не Порошенко, в Вашингтоне кастинг не проходил… Все это, как раз очень хорошо известно российской стороне и она не очень заморачивается по белорусскому вопросу, так как понятно, что все потуги В. Макея по легитимизации режима А. Лукашенко на Западе остаются лишь игрой.

В. Путин прекрасно знает цену словам и обещаниям Европы. Отсюда и столь снисходительный подход к маневрам белорусского президента, который буквально мечется между Москвой и Брюсселем. Действительно, пусть попробует! Ведь сам себя человек закапывает… Ну зачем ему мешать, уговаривать. Ведь только раззадорим…

Отсюда и очень своеобразное отношение В. Путина к белорусским выборам.

Где поддержка?

Обратим особое внимание на слова российского президента в отношении голосования 11 октября. Фактически В. Путин только пожелал А. Лукашенко успеха на выборах. Не поддержал, а пожелал… Иными словами, президент России не выступил по старой традиции с поддержкой кандидатуры А. Лукашенко, как он это сделал в марте текущего года в преддверии выборов президента Казахстана на саммите в Астане, а уклонился…

Но в результате, переговоры стали напоминать какой-то балет на льду, где обе стороны уклонялись от прямой конфронтации. Но это тоже иллюзия, так как некоторые решения пришлось принимать. В частности, буквально на следующий день после завершения форума В. Путин поручил российскому правительству подписать соглашение с белорусской стороной о создании российской базы в Беларуси. Это говорит о том, что в Сочи была заключена сделка.

Сделка

Стоит напомнить, что, условия торга в Сочи были вполне прозрачными. Как мы уже говорили выше, А. Лукашенко приехал в Сочи за деньгами и поддержкой на выборах. Для Минска решения данных проблем носит практически постоянный характер. Все два десятилетия своего президентства белорусский президент только просит… Работа у него такая. Причем сейчас, за три недели до выборов, времени у белорусского руководства не осталось.

Формально, у Москвы времени больше, но предметы торга у неё были сложнее – авиабаза и кредит. Но тут тоже начинаются сложности, так как неизвестно, что за что получено и что за что обещано. Есть две версии. Первая - поддержка на выборах в обмен на авиабазу, кредит под залог некого привлекательного промышленного актива (к примеру, БЖД, МЗКТ, «Беларуськалий»). Эта версия понятна и внятна (два на два). Но есть и вторая версия, где все может быть переплетено и недееспособно, с массой уловок и недомолвок, т.е. сделка непрозрачная и невыполнимая. К примеру, кредит может быть обещан в обмен на размещение авиабазы. Но деньги нужны сегодня, а база только в 2016 г., когда Минску потребуются новые кредиты (постсоветская Греция).

Но базы все равно не будет. Не выполнит А. Лукашенко никаких соглашений… Деньги возьмет, а базу не пустит… Снова потребует денег в обмен на обещания. Так и живет…

Дестабилизация

Между прочим, в действительно, время у Москвы на сочинском саммите тоже было в дефиците. Беларусь в кризисе, падают промышленное и сельскохозяйственное производство, ВВП, курс белорусского рубля (сейчас, правда, стабилизировался) и т.д. Еще немного и эти тенденции в белорусской экономике станут неуправляемыми. В тоже время власти находятся в какой-то нирване и ждут дармовых денег. На этом их компетентность заканчивается, что не мешает республиканскому руководству неустанно самим себя расхваливать…

Если бы Москвы была заинтересована в дестабилизации политической и социально-экономической ситуации в Беларуси, то сейчас почти идеальный для этого момент. Но зачем? Чтобы получить еще к украинскому кризису дополнительный белорусский? Причем, если Украины входила в кризис в резонансе внутриполитической борьбы и внешнего воздействия, то в Беларуси мы видим не политическое поле, а кладбище.

Последний момент очень важен. Россия все-таки не Америка и хаос не любит, так как не имеет столько денег, чтобы потом эти «костры» по-американски подогревать миллиардами долларов, попутно используя в свою пользу. Правда, иногда такая стратегия США дает сбой, как сейчас с волной беженцев, захлестнувшей Европу.

Любую дестабилизацию в Беларуси придется гасить российскими деньгами и тут уже кредитом 3 млрд. долларов не обойдешься. Но, если углубиться в конспирологию, то обнаружится целый ряд проблем, непосредственно связанных со зрелостью белорусского общества и политического класса: отсутствие политической альтернативы и неспособность оппонентов режима её сформировать, повсеместное (во власти и в оппозиции) доминирование традиций политического и экономического иждивенчества (стоит только взглянуть на предвыборную программу Т. Короткевич) на фоне провинциально-националистического чванства и твердой уверенности, что Россия не только во всем виновата, но и обязана всем всё компенсировать без начала и конца. Белорусский политический класс не готов сменить А. Лукашенко, так как это означает смену самого себя…

Реплика

Один из видных представителей российского экспертного сообщества на одной из телепередач, где и мне приходится иногда присутствовать, привел пример с ныне действующей экспозицией Музея Варшавского восстания, фактически заново открытого в польской столице в 2004 году.

Историческая основа данной трагедии, изложенная в интерпретации современной польской исторической науки и размещенная на стендах музея, поразительно парадоксальна.

Варшавское восстание подается, как развернувшаяся борьба польского народа против надвигающейся новой оккупации – уже сталинской (Автор, родившийся на Дальнем Востоке и успевший кое-что увидеть собственными глазами, естественно, не аплодирует Сталину, считая его кровавым палачом).

В тоже время, основной смысл экспозиции заключается в том, что жертвы восстания не на совести вермахта и эсэсовцев, а исключительно Красной армии. При этом, Сталин обвиняется в том, что он не пришел на помощь фактически антисталинскому восстанию. Поразительно, но никому не приходит в голову простой вопрос: «Почему Сталин должен был бросать в огонь сотни тысяч солдат ради спасения своих врагов, готовых стрелять в спину собственных освободителей?» В принципе, в Западной Беларуси с лета 1944 г. уже стреляли.

На самом деле, Красная армия помогала восстанию, чем могла… Стоит напомнить, что освобождение Беларуси обошлось в 650 тыс. жизней, Польши – 600 тыс.

К чему это сравнение? Дело в том, что практически все оппозиционные силы Беларуси исповедуют практически зоологическую ненависть к России. И это было всегда (более-менее публично с 1991 г.). При этом оппоненты А. Лукашенко возлагают именно на Россию ответственность за существование режима А. Лукашенко, умело помалкивая об интересах Запада в Беларуси и собственной пассивности.

Попутно «демократическая» оппозиция требует от Москвы убрать белорусского президента. Иными словами, как ни странно, Москва обязана взвалить на себя столь грязную работу против несменяемого главы белорусского государства, фактически передав власть в республике собственным политическим и идеологическим врагам (!). Фактически, Россия должна отказать в поддержке А. Лукашенко и дестабилизировать республику, получив в ответ новую Украину.

Но что в реальности? Антироссийские настроения в части белорусского класса, включая практически всю оппозицию, являются главной идеологической опорой режима А. Лукашенко. Именно поэтому белорусские спецслужбы подзуживают белорусские оппозиционные сайты, настраивают оппозиционную молодежь, «переводя стрелки» на Россию и обеспечивая в итоге А. Лукашенко сохранение власти. В свою очередь, оппозиционные СМИ, непрерывно провоцируя ненависть к Москве, трудятся на упрочение белорусского правящего режима, как рабы на галерах.

В итоге

Как у В. Путина, так и А. Лукашенко не было какого-либо возможности что-то резко поменять в отношениях между странами. Но необходимо обратить внимание на реакцию В. Путина на все эмоциональные заявления А. Лукашенко. Она была снисходительной…

А. Лукашенко, естественно, может совершать геополитические повороты хоть два раза в день. Он вообще, видимо, управляет государством в стиле компьютерной стратегии… Но по мнению Кремля, белорусский президент и Беларусь являются все-таки не совпадающими категориями. Лукашенки приходят и уходят, а страну уже никуда не денется. Отсюда и брезгливый вопрос В. Путина в адрес А. Лукашенко: «Зачем вы молоко-то разбавляете?»

Стоит вдуматься в суть этого вопроса, заданного президенту формально суверенной и независимой страны. Это ведь был статусный вопрос («ну что ты там шуршишь, как мышь под веником»). Фактически А. Лукашенко был публично объявлен жуликоватым торговцем с рынка, обманывающим своих покупателей. Поразительно, но белорусский президент не понял степень собственного унижения и бросился доказывать наличие или отсутствие «натурального молока»/«молочного продукта». Дело ведь не в молоке, а в том, что за «молочный продукт» в голове плещется…

Суздальцев А., Москва, 20.09.2015  

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх