Один из вариантов Сахалинского моста
Сегодня некоторые россияне говорят о том, что вместо Крымского моста следовало бы построить Сахалинский мост, поскольку этот регион давно находится в России. И получается вроде бы как несправедливо, что жители Сахалина вынуждены отправляться на материк по воздуху или морем, в то время как «новые русские» (то есть крымчане) могут ездить по мосту.
Я не против моста на Сахалин. Это нужный проект и, по некоторым данным, уже ведутся изыскательские работы перед началом проектирования мостового перехода или туннеля на остров.
Но давайте подойдем к проблеме с точки зрения логистики, экономики, демографии, туризма и прочих составляющих такого понятия как «практичность». И для начала сравним возможности Крыма и Сахалина.
Различия Крыма и Сахалина
Один из вариантов автомобильного Сахалинского моста
1) Население Сахалина 470 тысяч человек. Население Крыма (с пропиской) 2 миллиона человек, без прописки – от 2,3 до 3 миллионов.
2) Посещение Сахалина оценить трудно, но, думаю, эта цифра измеряется сотнями тысяч человек. В то время как только туристов в Крым прибывает 6-7 миллионов ежегодно, которых еще нужно снабжать продуктами и различными товарами. То есть, в этом плане потребности Крыма превышают потребности Сахалина примерно в 15-20 раз (на 1500-2000%).
3) Стратегическое положение для обороны РФ – Крым является «ключом» от Черного моря, и своеобразной базой для ведения действий в Сирии. А поражение в Сирии чревато огромными потерями Газпрома из-за возможности строительства газопровода из Катара в Европу. Поэтому мост в Крым жизненно необходим нашей стране.
4) Логистика. Крым после ввода в строй ЖД моста сможет получать товары для экспорта в другие страны, которые не поддержали санкции. В качестве портов могут использоваться Керчь. Феодосия, Севастополь. Теоретически в будущем возможно строительство глубоководного порта в Евпатории китайцами (сейчас при санкциях это пока для них невыгодно).
5) Экономика. Основа экономики Сахалина – добыча нефти и газа, ловля рыбы. Другие отрасли пока не функционируют или перестали функционировать. Основа экономики Крыма – промышленность, сельское хозяйство, туризм. Крымский мост принесет России больше экономических дивидендов, чем мост на Сахалин.
Сахалин. Татарский пролив. В отличие от Крыма, берега материка не видно.
6) Стоимость строительства моста. Как известно, Крымский мост обошелся казне в 228 миллиардов рублей. Это – собственно мостовой переход 19 км и несколько десятков километров подъездных путей.
А вот для строительства Сахалинского моста необходимо проложить около 600 километров трассы, после чего сам мостовой переход может быть в пределах 40-60 км (с самой узкой северной стороны Татарского пролива), хотя длина свай может быть существенно меньше.
То есть, вложения в строительство по сравнению с Крымским мостом будут больше в разы при несоизмеримо большей выгоде последнего для страны.
Напомню, ранее РЖД оценила строительство железнодорожного Сахалинского моста в 615 миллиардов рублей (по ценам 2017 года, вместе с 500 км двухколейной подъездной железной дорогой), что в 2,5 раза больше стоимости двух веток Крымского моста.
Генеральный директор Infranews Алексей Безбородов сказал по этому поводу:
- В Крыму проживает 2,5 млн человек, а на Сахалине – 500 000, и такой потребности в мобильности людей и грузов нет – он дорогой, бессмысленный, в малонаселенном регионе. На эти деньги можно соединить между собой, минуя Москву, многие областные центры, улучшив экономическое взаимодействие регионов.
Вывод
Я надеюсь, что в ближайшие несколько лет проект моста на Сахалин через Татарский пролив будет реализован. И следующим этапом будет построен мост на Хоккайдо. Но по объективным причинам (население, промышленность, посещаемость и т.п.) на данный момент Крымский мост более выгоден для страны, чем Сахалинский.
Свежие комментарии